Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
-
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
-
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
-
Это предполагает решение следующих задач:
-
Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
-
Радости существования (психологическое здоровье)
-
Формирование начал личности (базис личностной культуры)
-
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
-
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
-
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
-
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада комбинированного вида № 31 предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения отвечает требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для возраста развивающий эффект.
При создании предметно – пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития в групповых помещениях выделяются следующие:
В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), постоянно изменяется игровая среда, стимулирующая двигательную активность.
Для каждой групповой комнаты, а также музыкального и физкультурного залов разработан и ведётся паспорт, закреплены ответственные за развитие помещений.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
-
принцип дистанции, позиции при взаимодействии
-
принцип активности, самостоятельности, творчества
-
принцип стабильности, динамичности
-
принцип комплексирования и гибкого зонирования
-
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
-
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
-
принцип открытости – закрытости
-
принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Варианты построения развивающей среды
-
Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
-
использование помещений спальни и раздевалки.
-
Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
-
Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
-
Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
-
Достраивание определённых деталей интерьера детьми
-
Включение в интерьер крупных игрушек-символов
-
Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
-
Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.
|