Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений в развитии детей.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Данная программа коррекционной работы является составляющей основной общеобразовательной программы в дошкольном образовательном учреждении и разработана для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (в логопедической группе). В программе в соответствии с современными представлениями о целях и задачах коррекционно – развивающего обучения, а также согласно содержательно – тематическому принципу отбора и построения материала в процессе общего дошкольного воспитания и обучения, раскрываются теоретико – методологические основы коррекции тяжелых нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников, с нормальным слухом и интеллектом.
Ведущим специалистом по оказанию квалифицированной помощи в речевом развитии детей и коррекции речевых нарушений является учитель – логопед I квалификационной категории Першина Татьяна Викторовна.
Цель: коррекция недостатков устной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также комплексная подготовка этих детей к овладению школьно-значимыми универсальными учебными действиями по русскому языку и чтению.
Задачи программы:
1) Своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников.
2) Коррекция недостатков звукопроизношения.
3) Развитие фонематического слуха.
4) Обогащение словарного запаса.
5) Коррекция грамматического строя речи.
6) Развитие связной речи.
7) Формирование предпосылок учебной деятельности и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе.
8) Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
9) Распространение логопедических знаний среди педагогических работников ДОУ и родителей воспитанников (лиц их замещающих).
Адресат программы – воспитанники 5 – 7 лет с нормальным слухом и интеллектом, имеющие общее недоразвитие речи (второй, третий уровень речевого развития) и фонетико – фонематическое недоразвитие речи (тяжелые формы).
Дети данной категории, вследствие системного нарушения речевого развития, испытывают стойкие трудности при усвоении дошкольной общеобразовательной программы. Это, в свою очередь, препятствует полноценному формированию предпосылок учебной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Образовательная деятельность детей органически связана с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Ликвидация имеющихся у детей пробелов в речевом развитии проводится преимущественно учителем-логопедом при активном участии воспитателей группы, педагогов ДОУ и родителей.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов ДОУ и родителей, учитель-логопед добивается высокой и устойчивой результативности.
В дошкольном образовательном учреждении в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее логопедическую группу) зачисляются воспитанники, имеющие следующие речевые заключения:
-
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (тяжелые формы);
-
Общее недоразвитие речи (второй, третий уровень речевого развития).
Характеристика детей старшего дошкольного возраста подлежащих обучению и воспитанию в логопедических группах.
Зачислению в группу (подгруппу) для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи подлежат воспитанники, страдающие тяжелыми формами фонетико-фонематического недоразвития речи. Под тяжелыми формами фонетико-фонематического недоразвития речи следует понимать такие фонетико-фонематические нарушения, при которых:
- у ребенка диагностируется сложная дислалия, нарушения звукопроизношения имеют полиморфный характер, при этом должно быть нарушено не менее 3х групп звуков;
- у ребенка наряду с фонетико-фонематическими нарушениями имеется сопутствующий клинический диагноз речевых нарушений: ринолалия, дисфония, заикание, дизартрия и др.
В картине речевого недоразвития у таких детей на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у большинства детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.
Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией. Данные дети не обладают готовностью к звуковому анализу речи, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Некоторое отставание лексико-грамматического развития, выражается недостаточных навыках словообразования. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
Характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подлежащих обучению и воспитанию в логопедической группе.
Зачислению в группу (подгруппу) для детей с общим недоразвитием речи подлежат воспитанники с общим недоразвитием речи при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. При данной речевой аномалии, у детей страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.
Типичным, в картине общего недоразвития речи у таких детей, является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Уровень развития речи соответствует второму и третьему уровням речевого развития по Р.Е. Левиной.
Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Для этих дошкольников характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания (недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания).
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.
Кроме указанных недостатков речи, характерным для всех старших дошкольников, обучающихся в логопедических группах, является неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Под руководством учителя – логопеда МБДОУ № 31 с детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия (см. Приложение 3 – документация учителя – логопеда) в соответствии с требованиями программ коррекционного обучения для детей с нарушением речи:
-
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство-пресс, 2001;
-
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада. - М.: Просвещение, 1993.
-
Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 7 год жизни. - М.: Просвещение, 1986.
Условия организации коррекционной работы.
Для осуществления коррекционно – развивающей образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи логопеду выделяется логопедический кабинет площадью, отвечающей санитарно – гигиеническим нормам. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
Зачисление воспитанников в логопедическую группу проводится только на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Первоочередное право зачисления в логопедическую группу имеет ребенок с тяжелым нарушением речи, посещающий массовую группу ДОУ, в котором она находится. При этом учитывается возраст и речевые заключения детей. На один учебный год логопедическая группа может быть сформирована только по трем вариантам.
-
Дети одного возраста, но двух речевых диагнозов. В данном варианте коррекционно-развивающие фронтальные занятия будут проводиться по подгруппам отдельно для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и для детей с общим недоразвитием речи.
-
Дети двух возрастов, но один речевой диагноз – общее недоразвитие речи. В данном варианте коррекционно-развивающие фронтальные занятия будут проводиться по подгруппам отдельно для детей 5-6 лет и для детей 6-7 лет.
-
Дети одного возраста и одного диагноза. В данном варианте подгруппы на коррекционно-развивающие фронтальные занятия формируются произвольно с учетом речевого дефекта или сформированности высших психических функций. В этом случае состав подгрупп в течение учебного года может изменяться.
Выпуск воспитанников из логопедической группы может производиться на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Период обучения детей в группе компенсирующей направленности составляет:
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – 1 год;
- для детей с общим недоразвитием речи 1 – 2 года, в зависимости от возраста ребенка: дети шестого года жизни зачисляются на 2 года, а седьмого – на 1 год.
Начало и продолжительность учебного года в группе соответствует режиму работы ДОУ.
Наполняемость логопедической группы 12 - 14 воспитанников на один учебный год. На каждого воспитанника, зачисленного в логопедическую группу ДОУ, учитель-логопед заполняет речевую карту, составляет перспективное планирование коррекционной работы, отслеживает динамику логопедической работы.
Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов, из которых не менее 16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, а остальное время отводится на консультативную работу с родителями, с педагогами ДОУ, оформление документации.
Основной формой организации логопедической работы являются коррекционно-развивающая образовательная деятельность. Данной программой подразумевается адаптированное сочетание программного содержания коррекционно-развивающих занятий и всех видов совместной деятельности педагогов с детьми по основной общеразвивающей программе ДОУ. Учебный год в логопедической группе условно подразделяется на три периода обучения.
В логопедической группе обозначены следующие виды коррекционно-развивающей образовательной деятельности – фронтальные занятия, подгрупповые занятия, и индивидуальные занятия. Фронтальными называются занятия с детьми, проводимые в соответствии с общим годовым перспективным планом. Под подгрупповыми и индивидуальными занятиями, подразумевается коррекционно-развивающая работа, проводимая по индивидуальным перспективным планам работы.
Продолжительность фронтальных логопедических занятий составляет 20 – 30 минут, индивидуальных и подгрупповых – от 5 до 20 минут. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевых нарушений.
Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатели, администрация ДОУ, родители.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи. Кроме того, логопед может корригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться правильно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. На подгрупповых занятиях происходит первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях и развитие фонематического слуха. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Организуются они для 2 — 6 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и фонематического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия проводятся ежедневно как в часы, свободные от мероприятий по основной общеобразовательной программе ДОУ, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ исключения могут составлять массовые утренники и праздники.
Фронтальные занятия в логопедической группе поводятся по подгруппам как логопедом, так и воспитателями группы.
Для детей шестого года жизни три раза в неделю: два занятия в неделю по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы и связной речи, одно занятие в неделю – по развитию фонетико-фонематических компонентов речи.
Для детей седьмого года жизни фронтальные занятия проводятся четыре раза в неделю: два занятия по совершенствованию лексико –грамматических компонентов речевой системы и связной речи и два занятия в неделю по формированию предпосылок к обучению грамоте.
Фронтальные занятия предусматривают закрепление умений и навыков, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях также организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Наряду с занятиями в режиме дня логопедической группы, ежедневно планируется специальное время (логочас), предназначенное для работы воспитателя с детьми, по заданиям логопеда, с целью закрепления умений и навыков, полученных на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми. Все виды заданий должны быть знакомы детям и воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает дату проведения индивидуальной работы с ребенком и, если имеются, особенности усвоения материала, в связи, с чем возникли трудности.
Участниками коррекционной работы являются учитель-логопед – воспитатели логопедической группы – педагог-психолог – музыкальный руководитель – инструктор по физической культуре – родители.
Учитель-логопед проводит экспресс-диагностику для первичного комплектования логопедической группы, как в ДОУ, котором находится группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, так и в ДОУ, где логопед является куратором (по согласованию с органами управления образования или методическими центрами). Осуществляет стартовое комплексное логопедическое обследование детей, зачисленных в логопедическую группу, выполняет коррекционно-развивающую работу по устранению недостатков речевого развития воспитанников.
В обязанности учителя-логопеда также входит: профилактическая работа, которая включает в себя следующие моменты.
-
Первичное выявление задержек психоречевого развития у детей раннего возраста в ДОУ, по запросу родителей, воспитателей.
-
Профилактическое обследование звукопроизношения всех детей ДОУ, начиная со средней группы (4-5 лет), выявление патологий.
-
Обязательство представлять детей с проблемами в речевом и психологическом развитии на психолого – медико - педагогическом консилиуме ДОУ.
-
Заполнение логопедического заключения в медицинской карте воспитанников.
Воспитатели логопедической группы контролируют речь детей во время своих занятий и режимных моментов, способствуют автоматизации исправленных учителем-логопедом звуков, развивают артикуляционную и мелкую моторику, фонематическое восприятие, формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь. Выполняя эти должностные обязанности в процессе реализации общеобразовательной программы, они ориентируются на рекомендации учителя-логопеда. Воспитатели обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель должен осуществлять также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Педагог-психолог корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, снимает тревожность детей при негативном настрое на логопедические занятия, активизирует отработанную лексику, развивает зрительно-моторную координацию, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи.
Музыкальный руководитель развивает чувство ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен.
Инструктор по физической культуре развивает общую моторику и координацию движений, умения по мышечной релаксации, диафрагмально-реберному и речевому дыханию.
Родители оказывают посильную помощь в коррекции речи детей и несут ответственность за посещение ребенком логопедической группы. Родители осуществляют контроль за выполнением домашних заданий логопеда.
Режим дня и расписание занятий учителя - логопеда дефектолога, воспитателя и других специалистов учреждения строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя дефектолога, воспитателя, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Освоение содержания образовательных областей, соответствующего старшему дошкольному возрасту обеспечивается интеграции всех видов образовательной детской деятельности с использованием коррекционной работы.
На каждого ребенка, посещающего дефектологические занятия, ведется соответствующая документация.
Документация учителя-логопеда
Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет следующую обязательную документацию.
1. Журнал профилактического обследования звукопроизношения воспитанников ДОУ (дети со средней группы).
2. Журнал учета движения детей в логопедической группе;
3. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
4. Речевая карта на каждого ребенка;
5. Перспективный план работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы.
6. Тетрадь взаимосвязи педагогов и логопеда.
7. Индивидуальные тетради для занятий с детьми.
8. 9. Распорядок дня учителя-логопеда, утвержденный руководителем ДОУ на учебный год.
10. Сетка коррекционно-развивающих занятий, утвержденная руководителем ДОУ на учебный год.
11. Расписание индивидуально-подгрупповых занятий (меняется один раз в 2-3 недели).
Работа с родителями проводится с учетом режима работы образовательного учреждения, в удобное для всех время. Принципы работы педагога четко согласуются с положениями, закрепленными в Конвенции о правах ребенка. Родители должны знать, что учитель - логопед стремится:
-
максимально реализовать право ребенка на образование, направленное, прежде всего на развитие личности, умственных и физических особенностей, а также права ребенка с особыми нуждами на сохранение своей индивидуальности;
-
разрабатывает для каждого из них индивидуальную развивающую, коррекционно-логопедическую программу;
-
при оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития и обучения;
-
создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности;
-
в каждом ребенке находить сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психологического и личностного развития, на которые можно опереться в коррекционной работе;
-
ко всем детям и, особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным относиться спокойно, ровно, доброжелательно.
Эффективное развитие, воспитание и обучение ребенка, имеющего нарушения речи возможно только в том случае, если родители и педагоги правильно понимают его проблемы и пытаются решить их совместными усилиями.
Содержание коррекционно-развивающей работы в
группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Учебный год в группе условно подразделяется на 3 периода обучения. Первый период обучения приходится на сентябрь, октябрь, ноябрь. Второй период обучения приходится на декабрь, январь, февраль, а третий – на март, апрель, май. Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи включает в себя следующие разделы:
1. Логопедическое обследование.
-
Стартовое (1-я и 2-я недели сентября). Полное обследование речи детей и составление индивидуальных перспективных планов коррекционной работы.
-
Промежуточное – отслеживание динамики развития после каждого периода обучения.
-
Мониторинговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный год в соответствии с индивидуальным перспективным планом коррекционной работы (3-я и 4-я недели мая).
Задачи диагностики:
-
Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
-
Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
-
Определить характер несформированности языковых средств;
-
Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, звуковой анализ, синтез);
-
Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Коррекционно-развивающая работа.
1) Коррекция звукопроизношения.
2) Коррекция звукослоговой структуры слова.
3) Коррекция темпоритмической стороны речи.
4) Коррекция фонематического слуха.
5) Обогащение словарного запаса.
6) Коррекция и развитие грамматического строя речи.
7) Развитие связной речи.
8) Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
Результаты освоения
программы коррекционной работы.
Из группы компенсирующей направленности дети выпускаются «с чистой речью», «со значительными улучшениями», «с улучшениями». При освоении программы коррекционной работы достигаются следующие уровни развития речи ребенка: «высокий», «выше среднего», «средний» и «низкий».
Определение «выпущен с чистой речью» соответствует «высокому» уровню усвоения программы коррекционной работы:
- ребенок правильно артикулирует все звуки речи в различных фонетических позициях;
- старается дифференцировать все изученные звуки;
- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;
- производит звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный, делит слова на слоги, определяет ударный гласный звук);
- в свободной речи не испытывает затруднений в правильном подборе слов, фраза развернутая, распространенная;
- знаком с печатными буквами, читает слоги, простые слова, предложения.
- легко ориентируется на тетрадном листе, пишет печатными буквами 2-3 сложные слова под диктовку, списывает печатный текст из 3 – 5 предложений, пользуясь заглавными и строчными печатными буквами.
Определение «выпущен со значительными улучшениями» соответствует уровню усвоения программы коррекционной работы «выше среднего»:
- ребенок правильно артикулирует все звуки речи, поставленные звуки требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;
- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;
- производит звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный, делит слова на слоги, определяет ударный гласный звук);
- в свободной речи не испытывает затруднений в правильном подборе слов, фраза развернутая, распространенная;
- знаком с печатными буквами, читает слоги, простые слова, предложения;
- ориентируется на тетрадном листе, пишет печатными буквами 1-2 сложные слова под диктовку, списывает печатный текст из 1 – 3 предложений.
Определение «выпущен с улучшениями» соответствует «среднему» уровню усвоения программы коррекционной работы:
- ребенок, вследствие субъективных причин, не усвоил артикуляцию 1 -2х звуков речи, а уже поставленные звуки не требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;
- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;
- производит звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный, делит слова на слоги, определяет ударный гласный звук);
- в свободной речи не испытывает затруднений в правильном подборе слов, фраза развернутая, распространенная;
- знаком с печатными буквами, читает слоги, простые слова, предложения;
- ориентируется на тетрадном листе, пишет печатными буквами 1-2 сложные слова под диктовку, списывает слова, предложения.
При усвоении программы на «низком» уровне:
- ребенок, вследствие субъективных причин, не усвоил артикуляцию 2 – 4-х звуков речи, а поставленные звуки еще требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;
- в свободной речи не испытывает затруднений в правильном подборе слов, фраза развернутая, распространенная;
- знаком с печатными буквами, читает слоги, простые слова;
- ориентируется на тетрадном листе, списывает слова.
Модель выпускника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Компоненты |
Содержание
|
Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения |
Использует разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Подбирает синонимы, антонимы, сравнения. Интересуется смыслом слов. Употребляет в речи сложные предложения разных видов. Может образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Правильно связывает слова в падеже, числе, во времени, формулирует вопросы и ответы на них. Составляет описательные рассказы по картинке, серии картинок, своей внешности. Составляет описательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, используя при этом разные интонации, тембр голоса, темп речи. Составляет рассказы из личного опыта. Проявляет творческую активность: придумывает концовку, новый сюжетный поворот, сочиняет небольшие сказки, загадки. Использует элементарные формы речи-рассуждения. Инициативно высказывается в диалоге. Играет в воображаемом плане, словесно оформленном, принимая и разыгрывая роли в форме игровой беседы. Располагает знаниями о культуре речи. Правильно и четко произносит все звуки родного языка. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове, гласные и согласные звуки. |
Ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности |
Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми. Проявляет в некоторых ситуациях общения чувство собственного достоинства, уважения к самому себе. Стремится занять достойное место в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Уважает желания других людей. Способен принять или не принять другого человека. Способен к сопереживанию |
Эмоционально-волевая регуляция |
Различает положительные и отрицательные эмоции другого человека и строит адекватные отношения. Сдерживает себя и заявляет в приемлемой форме о своих потребностях. Получает удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками. Способен непродолжительное время слушать. Способен адекватно и осознано выбирать стиль и разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Способен пожалеть и выразить сочувствие. |
Готовность |
Желает общаться со своими сверстниками и взрослыми. Стремится выполнить требования и просьбы взрослых. Учиться в школе. Выражает умение играть в разные игры со сверстниками. Проявляет интерес к общению с другими людьми: знакомыми и незнакомыми. |