Краткая презентация Программы "Детский сад как театр"
Образовательная деятельность, формируемая участниками образовательного процесса, в рамках авторской комбинаторной программы развития детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность «Детский сад как театр».
Новизна нашей программы заключается в следующем:
1. Исследуемые нами блоки систематизированы и органично включены в единый образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
2. Программное содержание обогатилось новой постановкой целеполагания, новой компановкой знаний и информации для театрализации в условиях ДОУ.
3. Работа по блокам программы создает атмосферу творческости и перспективности в детском и взрослом коллективе.
4. Результатом интегрированной работы в детском и взрослом коллективе по блокам являются спектакли, тематические дни, литературные композиции, праздники и развлечения, концертная деятельность в социуме (школы, производственные коллективы, ДК) различные формы проведения досугов.
5. Мотивацией творческой деятельности является взаимодействие в системах " Взрослый – ребенок ", " Ребенок – ребенок ", которое ориентировано на будущую подготовку и постановку спектаклей.
6. Программа рассчитана на детей, начиная со средней группы.
7. Формирование исполнительских и творческих навыков и умений, способов выразительного поведения, позволяют существенно изменить учебно – воспитательный процесс, обеспечить активную, познавательную, позитивную позицию каждого участника, а также воспитание и развитие собственного "Я".
8. В контексте решения главной задачи, у ребенка можно развить коммуникативность, эмпатийность, сотворчество и культуру взаимодействия педагога и ребенка, а также психические процессы, важные для формирования художественно – творческих способностей, таких как эмоциональность, интеллектуальность, воображение, психомоторика, которые являются важнейшими качествами и сторонами культуры личности ребенка.
9. Осуществление теоретической и практической подготовки по театральной педагогике К.С. Станиславского позволило педагогам приобрести режиссерские навыки, что дало возможность быть в роли организаторов творческого процесса в ДОУ, сформировать коллективное творчество в ДОУ, определить миссию детского сада и его традиции.
Методологическую основу авторской программы составляют основные положения исследований С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского о личностно – деятельностном подходе, о роли психологии искусства, А. М. Матюшкина, А. И. Савинкова о творческом процессе и развитии художественно – творческих способностей; учение К.С. Станиславского о взаимосвязи физического и психического, сверхзадачи, сквозном действии, феномене " видения ".
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: создание модели – развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста «Детский сад как театр».
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ –
-
Развить высокий уровень художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях синтеза искусств;
-
Формирование художественных эталонов, умений, способов выразительного поведения детей;
-
Повысить уровень поисково – творческой активности детей в условиях театрализованной деятельности и других видах деятельности, сопряженных с ней;
-
Способствовать возникновению самостоятельной художественной деятельности детей;
-
Способствовать самореализации личности в условиях ДОУ и социума.
Реализация программы «Детский сад как театр» осуществляется в целостном педагогическом процессе ДОУ, блоки ее гармонично реализуются в разных видах занятий (см Приложение 4 – программа «Детский сад как театр»). Театр как форма жизнедеятельности проникает во все сферы жизни ребенка в ДОУ: учебно – познавательную, бытовую и ведущую – игровую. Поэтому в авторской программе сделана попытка создать модель ДОУ как театр по типу Киреевской школы – театра, где системообразующими видами деятельности являются художественно – эстетическая и познавательная.
Программа состоит из 6 блоков:
-
«Техника речи»;
-
«Выразительные движения»;
-
«Мастерство маленького актера;
-
«Нетрадиционное рисование;
-
«Детская риторика;
-
«Пение».
Отдельным спецкурсом представлена " Театральная мастерская" для взрослых для создания оптимальных педагогических условий по формированию личности будущего артиста, художника, танцора, режиссера и т.д. Таким образом, на основе интеграции театрализованной деятельности с другими видами искусства происходит формирование эмоциональной, духовной, интеллектуальной, художественной сфер ребенка.
Блок «Пение».
Цель:
-
приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству.
Задачи:
-
формирование у детей певческих умений и навыков
-
обучение детей самостоятельному исполнению песен, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-
развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма
-
развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Примерные виды интеграции блока «Пение»
|
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
Речевое развитие
Познавательное развитие
«Коммуникативно – личностное развитие»
|
«Музыка» и «Продуктивные виды деятельности»
«Физическое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»
«Чтение художественной литературы»
|
Блок «Мастерство маленького актера».
Цель:
-
Развитие творческих и личностных качеств детей, их волевой, эмоциональной и коммуникативной сферы, через театрализованную деятельность, как средство подготовки детей к школе.
Задачи:
-
последовательное знакомство детей с видами театра;
-
поэтапное освоение детьми видов творчества;
-
совершенствование артистических навыков;
-
раскрепощение ребенка;
-
работа над выразительностью речи;
-
взаимодействие с участниками педагогического процесса.
Примерные виды интеграции блока «Мастерство маленького актера» |
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Коммуникативно – личностное развитие»
|
«Музыка» и «Продуктивные виды деятельности»
«Чтение художественной литературы» и «Музыка»
«Чтение художественной литературы» и «Продуктивные виды деятельности»
|
Блок «Выразительные движения».
Цель:
-
Развивать у детей образно-пластическое творчество.
Задачи:
-
Знакомить детей с простейшими возможностями передачи образного содержания с помощью языка, движений.
-
Знакомить детей со способами «Развития», пластического образа.
-
Развивать способность к осмысленному использованию жестов, как средство общения.
-
Знакомить с движениями, помогающими снимать мышечное напряжение.
-
Учить детей выразительным движениям «тела».
-
Уметь передавать «внутреннее» и «внешнее» свойство образа.
-
Учить детей брать на себя роль и выполнять игровые действия.
-
Развивать парное образно-пластическое взаимодействие.
-
Учить детей «пространственному» поведению относительно друг друга.
Примерные виды интеграции блока «Выразительные движения»
|
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическое развитие»
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Коммуникативно – личностное развитие»
|
«Музыка» и «Продуктивные виды деятельности»
«Физическое развитие» и «Музыка»
«Чтение художественной литературы» и «Музыка»
|
Блок «Художественное оформление».
Цель:
-
формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
-
развивать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.,
-
познакомить детей с различной техникой: монотипие, диатипие, витраж, коллаж, печать с картинками и др.,
-
способствовать возникновению интереса к экспериментированию,
-
использовать полученные навыки и умения для оформления спектаклей, подготовки атрибутов, бутафорий и т.д.
Примерные виды интеграции блока «Художественное оформление» |
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – личностное развитие»
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие»
|
«Музыка», «Чтение художественной литературы»
|
Блок «Детская риторика».
Цель:
-
введение в их активный словарь достаточного количества стереотипов;
-
формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения – с кем, где, когда, зачем говорить;
-
развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания.
Задачи:
-
Научить детей осознавать свои ролевые позиции (старший - младший, знакомый – незнакомый), и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.
-
Научить усвоению этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям, важным для дошкольника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.)
-
Умение ребенка реализовать в ролевой игре коммуникативные способности естественно и максимально разнообразно.
-
Научить дошкольника соединять воедино вежливость и отзывчивость; вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение друг к другу.
-
Научить ребенка критиковать неправильное поведение в речи, с одной стороны, а с другой – отмечать достоинства и строить правильную этикетную речь по образцу.
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач блока «Детская риторика» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценного общения детей между собой.
Речевое развитие, как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).
Исходя из сказанного выше, у ребенка сформируется система устойчивых выражений (этикетных формул), которые благоприятно повлияют на развитие характера, их отношений с окружающими, поможет свободно и без страха войти в мир общения.
Блок «Техника речи».
Цель:
-
Сформировать практические навыки четкой и выразительной речи.
Задачи:
-
Тренировать навыки выразительной речи, (восприятие и воспроизводство ритма, темпа речи, восприятие и воспроизводство интонации, структуры предложения речевого дыхания)
-
Совершенствовать технику речи в театральной деятельности.
Примерные виды интеграции блока «Техника речи» |
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – личностное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
|
«Музыка»
«Продуктивные виды деятельности»
|