Организация профилактической работы в МБДОУ детском саду № 31_Права ребенка
(Исполнение Федерального закона № 120-ФЗ от 21.05.1999 г.)
С методическими материалами (буклетами, презентациями, памятками) вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке:
1. Основные понятия Федерального закона №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 № 111-ФЗ)
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 № 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 № 39-ФЗ);
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ);
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
Документы МБДОУ детского сада № 31, отражающие работу в рамках № 120-ФЗ.
- приказ о назначении ответственного за проведение профилактической работы в ДОУ;
- анализ профилактической работы за предыдущий учебный год;
- приказ об утверждении плана профилактической работы на учебный год;
- документы, в которых фиксируются выявление причин негативного поведения воспитанников и родителей (законных представителей);
- документы, в которых зафиксированы мероприятия по устранению выявленных причин с указанием ответственных лиц и сроков проведения;
- программа (план) по профилактической работе;
- приказ о принятии программы (плана) по профилактике;
- приказ о назначении ответственного за выявление семей, находящиеся в социально опасном положении и передачу информации о выявленных семьях;
- банк данных на семьи, находящиеся в социально опасном положении и картотека на детей, находящихся на различных видах учёта;
Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников, находящихся в социально опасном положении.
1. Выявление детей, нуждающихся в специальной помощи. При анализе состава воспитанников МБДОУ детского сада № 31 выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы:
1 подгруппа (потенциальная «группа риска») - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов;
Приоритетной нашей задачей является раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, а не работа с последствиями и проблемами, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться в дошкольном учреждении!
2 подгруппа («группа риска») - под «группой риска» понимаются семьи воспитанников системе нарушающие режим дня ДОУ.
3 подгруппа (семьи воспитанников, состоящие на учете в ГПДН и КДН).
Координация профилактической деятельности
С родителями (законными представителями) воспитанников и самими воспитанниками из всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа.
Формирование банка информации о детях, находящихся в социально опасном положении представляет собой журнал, в котором хранится информация о воспитанниках.
Данная информация позволяет осуществлять количественную и качественную оценку изменений в поведении воспитанника по специально выделенным критериям:
- статистические данные (ФИО, дата рождения, сведения о родителях, домашний адрес, группа, воспитатели и т.д.);
- учет фактов нарушения устава ДОУ;
- учет фактов нахождения родителей (законных представителей) воспитанников в состоянии алкогольного или токсического опьянения;
- учет мероприятий, проводимых с семьями воспитанников и самими воспитанниками;
- характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.
Банк информации о воспитанниках, находящихся в социально опасном положении является открытым лишь для администрации ДОУ, педагога-психолога, воспитателей группы, которую посещает воспитанник.
Организация управления и контроля системы профилактической работы в образовательном учреждении.
Проведение анализа состояния профилактической работы в МБДОУ детском саду (алгоритм анализа):
- характеристика качественного состава воспитанников, кадрового состава педагогических работников, имеющих отношение к профилактической работе;
- статистический анализ изменений в составе воспитанников и педагогических работников (динамический аспект за последние три года);
- статистические данные, характеризующие объем и качество профилактической работы;
- выявление проблемного поля (формулировка типичных проблем, причин их возникновения и проектирование системы мер по их устранению);
- состояние работы с позиции сформированности мотивации педагогов, родителей (законных представителей воспитанников к ЗОЖ, профилактике противоправных действий, проведению профилактических мероприятий.
- формулировка целей и задач деятельности на следующий учебный год с указанием предполагаемого результата по каждому направлению работы.
Индикаторы эффективности работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
1. Уменьшение числа семей воспитанников, состоящих на учете в ДОУ.
Мы точно знаем, что...
|