Понедельник
23.12.2024
16:30
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ детский сад № 31
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
МБДОУ № 31

Онлайн Детский сад

Защита прав детей.

ОПРОС ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Гостевая книга.

Меню сайта

Госуслуги

Открытый бюджет

Категории раздела
Предметно - пространственная среда групп [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Предметно - пространственная среда групп

Особенности моделирования развивающей предметно – пространственной среды в МБДОУ № 31.

Пространство каждой групповой комнаты разделено на три части:

- зона для спокойной деятельности;

- зона активной деятельности, связанной с активным использованием пространства: движением, возведением крупных игровых построек и т.п.;

- рабочая зона.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть имеют подвижные трансформируемые границы.

Образно говоря, пространство пульсирующее, чтобы каждая зона, при необходимости, могла вместить всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к деятельности.

Для детей все зоны семантически (по смыслу) обозначены. Семантическими (смысловыми) метками служат хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих видов активности.

Таким образом, мы отказываемся от однозначного соответствия места хранения и пространства использования материалов, от их жесткой привязки друг к другу. Именно это позволяет избавиться от традиционно принятой дробности пространства.

Особое внимание хотелось бы уделить устройству рабочей зоны.

Модель образовательного процесса, о котором идет речь, предполагает партнерскую форму проведения совместной образовательной деятельности с детьми, требующую особой организации рабочего пространства (воспитатель – вместе с детьми, а не как на уроке: педагог у доски, а дети за партами). Поэтому стабильную учебную зону мы превратили в полифункциональное, трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик, принимая как бы три ипостаси. Это, во – первых, «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во – вторых, «лаборатория» (для занятий продуктивно – исследовательской деятельностью), в – третьих, место свободной деятельности детей по интересам – вне занятий со взрослыми.

Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается за счет разного расположения столов-трансформеров. Соединение их в общий большой рабочий стол или компоновка их для четырех детей (для пар, для индивидуальной работы). Соответственно, столы легкие и подвижные.

Каждая зона пространства располагает детей к нескольким видам деятельности, в зависимости от ситуации и времени. При этом, какие – то виды деятельности тяготеют в большей мере к той или иной части пространства. Например, продуктивная деятельность больше тяготеет к рабочей зоне (рисовать, лепить, конструировать удобно на столах), хотя в каких – то разновидностях она может осуществляться и в активной зоне (например, совместное конструирование из крупного напольного строительного материала). Чтение и рассматривание книг – тяготеет к спокойной зоне, хотя не исключает и рабочую.

Некоторые виды детской деятельности реализуются во всех зонах без исключения. Например, игра в ее разновидностях: подвижная игра с правилами или совместная ролевая игра – в активной зоне, настольная игра с правилами – в спокойной или рабочей зонах. Также, все пространство захватывает и познавательно – исследовательская деятельность.

Чтобы каждая часть пространства работала эффективно, мы соответствующим образом разместили материалы, необходимые для той деятельности, которая может быть развернута здесь по преимуществу, а на границах двух зон расположили те материалы, которые могут быть использованы и в одной, и в другой зоне.

Размещение материалов функциональное, а не «витринное»: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место, не рассыпая их по дороге и не мешая другим детям. В данном случае статичная, «витринная красота», с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, уступила место «функциональной красоте». Материалы хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и корзинах и др.) с яркими метками – значками, облегчающими выбор.

Примерная смысловая маркировка зон,

их оборудование и материалы на границах выглядят следующим образом:

1. Рабочая зона:

Пространство зоны: легкие столы (на двоих) или общий стол – трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колесиках) или мольберт.

На границах зоны, на стеллажах и полках:

- для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы;

- для познавательно – исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования (в том числе песок, вода), образно – символические и нормативно – знаковые материалы.

2. Спокойная зона:

Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван – трансформер, один – два легких столика.

На границах зоны, на стеллажах и полках:

- для познавательно – исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно – символические и нормативно – знаковые материалы.

- для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;

- для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры.

3. Активная зона:

Пространство зоны: ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации).

На границах зоны, на стеллажах и легких столах:

- для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы;

- для сюжетной игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты.

На границах между зонами (границы зон - подвижные):

- между спокойной и активной зонами – крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;

- между активной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;

- между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Категория: Предметно - пространственная среда групп | Добавил: методист (07.06.2014)
Просмотров: 1157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Единый Контакт - ц

Голосуй!!!

Минпросвещения РФ

Внимание!!!

Регистрация АИС

Надзорные органы

Публикации

Поиск

Вход на сайт

Горячая линия

Помощь юриста

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz