ТВОЧЕСКИЙ ОТЧЕТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед
И чудо рождается здесь.
Современные дошкольные организации мучительно ищут новые гуманистические, личностно – ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Свою выдумку, впечатления из жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и получает огромное эмоциональное наслаждение.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Одновременно, театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе.
Именно поэтому мною был разработан детско - взрослый творческий проект «Ребенок и театр» (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»), во время реализации которого, дети в интересной, увлекательной форме, через знакомство с театром учатся понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, приобретают способность к творческому труду, сочинительству и фантазированию.
Это и определило цель деятельности проекта - развивать креативные качества личности и творческие способности детей среднего дошкольного возраста через знакомство с разными видами театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели мной были определены следующие задачи:
-
В процессе совместной деятельности познакомить детей с разными видами театрализованной деятельности (театр мягкой игрушки, пальчиковый, теневой, кукольный, настольный и др.);
-
Создать условия для творческой активности детей и родителей, раскрепощать ребенка, побуждать его принимать активное участие в импровизациях на темы знакомых сказок, создавать образы живых существ с помощью выразительных движений, мимики, жестов, интонации;
-
Развивать диалогическую и монологическую речь детей, работать над правильным дыханием, дикцией и интонацией;
-
Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в коллективных действиях (танцах, играх), горячо сочувствовать и сопереживать героям сказок.
Методологической основой послужили основные положения исследований И. Новоскольцевой и И. Каплуновой, нашедшие свое отражение в программе «Ладушки», элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, психоэтюды Чистяковой, а также элементы фонопедического метода и логоритмики для малышей М. Ю. Картушиной.
Организация работы осуществлялась на базе МБДОУ № 31 в течение 2012 – 2015 г.г.
В работе проекта «Ребенок и театр» принимали участие:
-
Воспитатели, музыкальные руководители, специалисты ДОО;
-
Дети;
-
Родители.
Презентация опыта работы состоялась на семинаре-практикуме среди педагогов ДОО.
Предполагаемый результат для педагогов и родителей:
1. Методические разработки, комплексно – тематическое планирование по данной тематике, конспекты совместной непосредственно организованной деятельности воспитателя с детьми;
2. Статьи для родителей, публикации методических разработок в различных педагогических сообществах, содержащие практические советы и рекомендации по развитию детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность;
3. Разработка и проведение серии совместных обучающих семинаров – практикумов для педагогов и родителей, полноправных участников образовательного процесса;
4. Модернизация развивающей предметно – пространственной среды группы, организация выставок работ детей, участие в конкурсах детских рисунков и прикладного творчества различного уровня, многочисленные победы в них.
Для ребенка показателями эффективности реализации проекта, в первую очередь, станут личностные изменения:
-
ребенок научится проявлять эмоции при проигрывании ролей, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема, вести диалог в различных игровых ситуациях, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения;
-
осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, ориентироваться в нравственном содержании литературных произведений, осмысливать эстетические и нравственные ценности сказок, создавать (совместно с родителями и педагогами) собственный текст сказок, на основе художественного произведения, по впечатлениям от просмотра театральных постановок и собственного опыта;
-
усовершенствует умение комбинировать образы, разовьет интуицию, смекалку, изобретательность, способность к импровизации, сформирует волевые черты характера, реализует творческие силы и потребности;
-
пополнит и активирует словарный запас, сформирует выразительность исполнения художественного образа: мимику, пластику, улучшит речевую память, научится придумывать мини сказки,
-
произойдет сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Реализация проекта включает три этапа:
Первый этап – Накопительный – 2012 – 2013 учебный год.
На первом этапе педагоги детского сада знакомят детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями, работают над выразительностью речи, интонациями, пантомимическими действиями под музыку; знакомят родителей с методической литературой по театрализованной деятельности; предлагают репертуар для просмотра кукольных и драматических спектаклей, показанных профессиональными артистами; проводят презентации проекта на родительских собраниях, для осуществления совместной работы; оформляют родительский уголок по темам: «Домашний театр», «Наши праздники», «Сотвори сказку своими руками» и т.д.
Кроме этого, был проведен анализ состояния развивающей предметно – пространственной среды, выполнена паспортизация группы с целью определения приоритетных направлений развития и модернизации среды на период реализации проекта, проведено целенаправленное педагогическое наблюдение (за поведением детей, их интересами, проявлениями инициативы, предпочтениями и пр.).
В ходе работы для решения каждой из 4 поставленных задач нами были определены 4 ключевые художественно – творческие компетентности развития креативных качеств личности и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, описанные в исследованиях С.В. Никитиной, Н.Г. Петровой, Л.В. Свирской, для каждой из которых отобраны критерии, которые легли в основу педагогического наблюдения:
1. Основы театральной культуры |
|
1. |
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре. |
2. |
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии |
2. Речевая культура |
|
1. |
Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание |
2. |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев |
3. |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения |
4. |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи |
3. Эмоционально - образное развитие |
|
1. |
Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и характере героев, творчески применяет их в спектаклях и различных инсценировках, использует различные средства выразительности |
2. |
Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем |
4. Основы коллективной творческой деятельности |
|
1. |
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем |
Анализ результатов педагогического наблюдения за деятельностью детей во время проведения театральной недели позволил сделать вывод о том, что:
-
Дети проявляют интерес к театральному искусству и театральной деятельности, знают некоторые правила поведения в театре;
-
С помощью взрослого называют некоторые виды кукольного театра, некоторые дети используют свои знания в театрализованной деятельности;
-
В основном понимают главную идею литературного произведения, однако, затрудняются дать словесную характеристику главных и второстепенных героев;
-
Затрудняются пересказать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно - образные средства выразительности речи;
-
Затрудняются продемонстрировать эмоциональное состояние и характер героев;
-
Затрудняются импровизировать с куклами разных систем в работе над спектаклем;
-
Затрудняются в создании пластических образов в соответствии с характером музыки, а также затрудняются выбрать музыкальную характеристику героев;
-
Затрудняются согласованно действовать с партнерами;
-
Не могут охарактеризовать театральные профессии.
Анализ развивающей предметно - пространственной среды группы показал, что театральный уголок необходимо разнообразить видами театров, обновить костюмы для игр драматизаций, приобрести ширму для театрализации, мини - сцену, оснастить современной аудио- и видеотехникой, создать видео- и фонотеку.
Теоретическое изучение проблемы, анализ развивающей предметно – пространственной среды группы и данные, полученные в ходе целенаправленного наблюдения, позволили приступить к реализации второго – Творческого этапа работы проекта. (2013 – 2014 г.г.).
На втором этапе мной была намечена система работы с целью развития креатиных качеств личности и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста. Мы привлекали к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).
Содержание деятельности всех участников проекта, отдельные мероприятия на этом этапе и сроки их проведения определены перспективным планом работы проекта «Ребенок и театр».
Наиболее интересными оказались такие формы работы как игры - занятия, игры - драматизации, индивидуальные задания, требующие от детей самостоятельного поиска решений в атмосфере совместного творчества со взрослыми и сверстниками.
Результатом работы считаю появление у большинства детей стойкого интереса к театральной деятельности. Этому способствовали, на наш взгляд, нетрадиционные формы организации детей, требующие творческого подхода, а также интервьюирование, совместное обсуждение образов героев и др.
Третий этап – Определение эффективности работы проекта – 2014 – 2015 учебный год.
На третьем этапе – заключительном, подводится итог совместной работы: родители – дети – педагоги: в апреле 2015 года, в рамках традиционной театральной недели будет проведен заключительный фестиваль творческих семейных театров, по итогам которого выйдет в свет совместная книга «Театр в жизни ребенка», где у каждой семьи будет своя семейная страничка.
Для определения эффективности проведённой работы мною повторно было организовано и проведено целенаправленное педагогическое наблюдение, а также выполнен анализ результатом модернизации развивающей предметно – пространственной среды группы. Полученные, в ходе наблюдения, результаты определили дальнейшие перспективы деятельности проекта.
Хотя окончательные итоги работы проекта еще не подведены, уже сейчас можно утверждать, что благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, они не боятся выступать перед зрителями. В лице родителей мы увидели талантливых постановщиков, артистов, художников, гримеров, партнеров в совместных выступлениях со своими детьми.
Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания.
В связи с этим перспективы своей деятельности на 2014 – 2015 учебный год вижу в:
- обобщении накопленного педагогического опыта по развитию креативных качеств личности и творческих способностей детей;
- создании творческой группы среди педагогов ДОО, работающих по сходной тематике.